Аня Мисникова - «Семейный альбом воспоминаний» - 2005 год

Дата: 26.09.2020


Идут слова, моей послушны воле

И радует, сей труд, как никакой,

Мне важно петь о том, как рос не в холе,

О красоте и доброте людской.

В. Баянов.

Как много событий, лиц и памятных дат хранит наш семейный альбом. С ранних лет меня притягивал к себе семейный альбом. Я подолгу смотрела фотографии, постоянно спрашивая у мамы: «Это кто? А это кто? А это?». Я и сейчас люблю рассматривать, особенно, старые, уже пожелтевшие фотографии, с которых глядят красивые и молодые лица наших родных.

Фотография моей прабабушки Марфы давно привлекла внимание тем, что как мне показалось, мама похожа на нее. Фотография очень старая, 1912 года. Марфа Фёдоровна ещё молодая в окружении своей семьи.

У этой фотографии интересная история. Когда мой дедушка служил в армии, бабушка решила сделать ему подарок.

Сфотографировались всей семьёй и послали дедушке. Деда Миша тоже сфотографировался и попросил фотомастера наложить одну фотографию на другую и перефотографировать. Эту фотографию и отправил дед родне. Бабушка радовалась, удивлялась и показывала эту фотографию всем родственникам. Эта фотография и хранится в нашем семейном альбоме.

И совсем не узнаваемое лицо бабушки Марфы на другой фотографии. По грустным глазам и морщинистому лицу можно понять, что прабабушка прожила тяжелую жизнь. С этой фотографии я и начала историю нашей семьи.

Нашу семью объединяют фамилии – Мисниковых, Даниленко, Беляевых и Апариных. Это простые люди, которые всю жизнь трудились, рассчитывая только на свои собственные силы. Корни нашего рода уходят в Тамбовскую губернию, на Урал и Украину.

В конце XIX века семья Беляевых переселилась в Алтайский край. Одно благо – земли в Сибири предостаточно, только трудись, не ленись. Обосновались в селе Ребриха Алтайского края, построили большой двухэтажный дом, завели хозяйство, а в 1888 году родился мой прадедушка Беляев Михаил Никифорович. В 20 лет женился на девушке Марфе Федоровне из бедной, но трудолюбивой семьи.

Двенадцать лет прослужил на Тихоокеанском флоте, еще царской армии. Дома остались жена и трое маленьких ребятишек. Большой радостью для семьи был отпуск Михаила Никифоровича через каждые два года. Со службы Михаил Никифорович прислал свою фотографию.

С этой фотографии на нас смотрит бравый моряк Тихоокеанского флота. Дедушкину форму долго хранили в семье, потом коечто из формы обменяли на хлеб, коечто перешили для детей. Ленту бескозырки с надписью: «Я моряк Тихоокеанского флота» долго хранили и похоронили вместе с дедушкой.

После службы в армии Михаил Никифорович продолжил хозяйство отца. А долгими зимними вечерами прадедушка любил плотницкое ремесло. Делал посуду, мебель, сундуки, старательно украшая их резьбой и росписью. Один из таких сундуков хранится в нашей семье. Деда уважали на селе, к нему шли за советом, поговорить о политике, справить бумагу в управу. В первые годы Советской власти дед работал писарем в поселковом Совете, а в 1930 году, был осужден по ст.5810 за контрреволюционную агитацию к 5 годам исправительнотрудовых лагерей. Только в 1995 году прокуратурой Алтайского края дело прадеда было пересмотрено, он был полностью реабилитирован.

Прабабушку Марфу Федоровну вместе с шестью ребятишками выслали в Нарым. С Ребрихи до Барнаула и Томска весь путь прошли пешком под конвоем, как преступники. Страшно вспоминать, полуодетая, босая колонна с кучей ребятишек на телегах, с жалкими котомками. Спали прямо под открытым небом. В Томске всех погрузили на баржу и отправили в Нарымский край. Высадили на окраине села Варгатер. Хочешь – живи, хочешь – помирай. Но на работу гоняли – валили деревья, корчевали пни. А жить надо было, хотя бы ради своих детей. Марфе Фёдоровне повезло: в одной колонне шли односельчане, братья Владимир и Дмитрий Струковы. Они и приютили семью, построив небольшой домишко.

Кушать хотелось всегда, жалкий запас сухарей давно уже кончился, а паек, который получали все взрослые, был так мал. Спасала тайга, за лето собирали и насушивали до десятка мешков ягоды. В тайге собирали гнилую труху, мох, всё это сушили, перетирали и пекли хлеб. Когда дети просили кушать, бабушка указывала на стол, и говорила: «Так мы недавно кушали, смотрите: стол еще не просох, как я его вытерла». Из местного колхоза привозили муку и выдавали каждому взрослому по столовой ложке, ребенку – по чайной. Эту норму постоянно чередовали, чтобы совсем не протянули ноги. Взрослые весь день были на работе, а дети весь день проводили в поисках пищи. Заходили в село, бывало, что и сухарик дадут, иной раз прогоняли со двора. В селе поселенцев не любили, даже сложили частушку: «Кулаки, вы кулаки, спецпереселенцы, за капустные листы таскали полотенца».

Уже большенькие Анна и Михаил не выдержали таёжной жизни и с небольшой группой молодежи решили бежать. И темной ночью они покинули нарымское пристанище. Восемь месяцев они скитались по тайге и болотам и пришли в родное село к родной тетке, которая приютила их в подполе. Но долго здесь нельзя было находиться, и они пошли пешком до Новокузнецка к родственникам отца. Три года дед трудился на строительстве БеломороБалтийского канала и за честную, ударную работу был досрочно освобождён. В 1933 году Михаил Никифорович приезжает к семье в Нарымский край. Жить стало полегче, переселились в небольшой домик Анания, он умер от истощения, схоронив прежде всю свою семью. Это был не единичный случай, многие так и остались лежать в нарымской земле, не выдержав голода холода и болезней. Эпидемии дизентерии и брюшного тифа была постоянным явлением в переселенческих поселениях, но нашу семью они тогда миновали.

Михаил Никифорович устроился на работу в местный колхоз в строительную бригаду, по договору гнал деготь для колхозных нужд. Жить стало легче, но хлеба вдоволь так и не наедались. А в 1935 году семью Беляевых восстановили в правах, выделили денег на проезд. А куда ехать? Как жить в родном селе с клеймом «врага народа», видеть косые взгляды и осуждения односельчан? Решили ехать в Кемерово, к брату Афанасию, который жил на Руднике.

Ни колани двора – пришлось заново поднимать хозяйство. Афанасий и помог с устройством на работу на лесозавод шахты «Северная». Купили небольшой домикземлянку в деревне Боровушка по улице Чкалова, ныне Загорская, завели поросёнка, кур, свой огород. Жизнь понемногу стала налаживаться, девчонки пошли в школу. Только прожили с отцом два года, туберкулёз стал наградой Михаилу Никифоровичу за ударную работу на строительстве БеломороБалтийского канала. После смерти отца получили страховку, на которую купили себе корову. Но началась война.

Страшная нищета окружала семью. Шестеро детей осталось на иждивении прабабушки, жили в землянке, трудиться приходилось всем, девочки постарше работали няньками в зажиточных домах, младшие управлялись по дому. В школу бегали босиком, а зимой по очереди, так как нечего было одеть на ноги, а по снегу босиком не побежишь. Учились в школе по три ученика за столом и один учебник на весь класс. Бывало, что и бросали школу, но не от безделия, а шли работать в совхоз или на шахту, чтобы заработать деньги и хоть немного вырваться из нищеты. После школы бабушка поступает на курсы бухгалтеров, выходит замуж за Апарина Михаила Александровича.

Истории этой семьи тоже не позавидуешь. Михаил Александрович был родом с Урала, из села Линево Курганской области. Сеяли, пахали, трудились, а потому и был достаток. В семье Михаил был пятым ребенком, но уже знал свои обязанности в хозяйстве. Родители воспитывали своих детей в труде и православии. По праздникам и выходным дням ходили в церковь, сам Александр Андреевич Апарин пел в церковном хоре. Пригодился Александр Андреевич и Советской власти, был писарем при сельском Совете. И както через кума Александр Андреевич узнал, что его фамилия числится в списках для раскулачивания. И тогда, тёмной ночью, взяв самое необходимое, оставив дом, хозяйство, землю, в которой лежит прах предков, дедушка навсегда покинул родное село. Куда угодно – только подальше от этих мест.

В то время Щегловск был большой строительной площадкой, народу было много и легко было затеряться в общей массе. Осели в деревне Боровая, их приняли в совхоз «Забойщик». Бабушка Елена Яковлевна работала разнорабочей, а дед – кладовщиком. Прадедушка построил небольшой засыпной домик, и начали обживаться на новом месте, долго еще вздыхала бабушка Елена по брошенному хозяйству, но молчала. В бедноте, да все вместе, а богатство – дело наживное. Будучи на пенсии, Александр Андреевич увлекся садоводством и вокруг дома разбил большой сад с яблонями, грушами и ягодными кустарниками. Прадедушки уже давно нет, а сад продолжает радовать нас буйным цветением весной и обилием плодов осенью.

Мой дедушка Апарин Михаил Александрович работал с 12 лет в совхозе «Забойщик», после окончания школы ФЗУ освоил профессии плотника, жестянщика, столяра. По возрасту, дедушка не был на фронте, но ковал победу в тылу. Привёл Михаил в дом Марию, не было пышных торжеств, после вечеринки с утра на работу. Воспитывают троих дочерей. Бабушка 47 лет проработала бухгалтером. В годы войны молодые девушкикомсомолки посёлка Боровой взялись каждую пятидневку по одному дню отработать на подземных работах шахты «Бутовская». Среди них была и моя бабушка Апарина Мария Михайловна. Она награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 19411945гг.» С открытием шахты «Бутовская» дедушка Миша пошёл работать на шахту, зарплата была регулярной и достаточно высокой. Выбора не было, нужно было поднимать на ноги троих девчонок. 25 лет он отдал горняцкому ремеслу. Дома только и слышны были разговоры про шахту, про выработку, лаву, забой. Всё здоровье там и оставил. Только в конце 60х жизнь стала налаживаться, все, что сделано в доме – всё это сделано руками моего дедушки: новый кирпичный дом, гараж, купили автомобиль «Нива». У дедушки были поистине золотые руки и доброе сердце. Девчонки выросли, Людмила и Антонина окончили институт и работают учителями математики. Татьяна окончила строительный техникум и уехала с мужем по комсомольской путевке на строительство Камского автомобильного завода.

А вот и моя мама, я её очень люблю и готова часами рассматривать её страницы в фотоальбоме. У неё была такая же длинная коса, как и у меня, пытливый взгляд. Мама – октябренок. Мама – пионер. Мама – комсомолка. А вот мама с лентой чемпиона по пятёркам. После окончания нашей школы мама поступает на математический факультет Кемеровского государственного университета. Сейчас мама работает в нашей школе учителем математики. Ученики её любят, нашими частыми гостями бывают её выпускники, которые её не забывают. Она прекрасный учитель! Замечательная мама! Отличная хозяйка! Я буду как мама!

В 1979 году мама вышла замуж за Мисникова Василия Николаевича. Папа родом из села Новославянка Ижморского района Кемеровской области. Его родители – Мисников Николай Архипович и Даниленко Александра Петровна – простые труженики, всю жизнь проработали в совхозе. Родители бабушки и дедушки в начале ХХ века приехали в наш край с Украины, прослышав, что здесь, в Сибири, земли всем хватит. Предполагаем, что переселенцами и было образовано поселение Новославянка. Любопытно, что в годы коллективизации в селе никого не раскулачили и не выселили. Это ещё раз доказывает, что деревню основали переселенцы, которые были связаны кровным родством и не успели обжиться на новом месте.

Вскоре после свадьбы родители уезжают по месту распределения папы по окончании летного училища в город Нижнеудинск Иркутской области.

У моего папы героическая профессия, с детства он мечтал стать лётчиком. Подолгу он смотрел на небо, наблюдая за пролетавшими самолетами, а один раз свершилось чудо. На колхозном поле совершил вынужденную посадку самолет. Вся деревенская ребятня во главе с папой окружила самолет, с восторгом озирая чудотехнику. После этого случая желание стать летчиком только укрепилось. Шли годы: учеба в школе, работа на заводе, ДОСААФ, Кременчугское летное училище гражданской авиации. И мечта сбылась. По окончании училища, ему присвоили квалификацию командира вертолета «Ми2» и распределили в вертолетную эскадрилью Нижнеудинского авиаотряда. На практике такое бывало редко, чтобы парню после училища доверили воздушное судно. На своём вертолете папа обслуживал нефтяников и газовиков, занимался аэрофотосъёмкой, доставлял почту, обслуживал санитарную авиацию, доставлял геологов в самые труднодоступные места для разведки недр земли и проектирования нитки БайкалоАмурской железнодорожной магистрали, приходилось тушить таежные пожары. Рейсы выполняли в тяжелых условиях: горы, низкая облачность, частая смена погодных условий. Приходилось летать, не видя земли и неба, ориентировались только по приборам.

Всё дело в том, что вертолёт пока ещё остаётся основным средством передвижения в Восточной Сибири, расстояния между населёнными пунктами просто огромные и не доступные другому виду транспорта.

За время работы в авиаотряде папа освоил разные типы вертолётов: от «Ми2» до «Ми8», налетал более 5000 безаварийных часов. Его труд отмечен почётными грамотами и медалью «За безаварийный налёт».

Сейчас папа на заслуженном отдыхе, но в душе он всё ещё лётчик. Он часто вспоминает о работе, о бескрайних просторах нашей Родины, о красоте Саянских гор, чистоте озера Байкал и о настоящей мужской дружбе лётчиков авиаотряда. Особое место в нашем семейном альбоме занимают фотографии военных лет. Их очень мало. Многие наши родственники защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, но не все вернулись с фронта. Дедушкин брат, Апарин Николай Александрович, воевал снайпером уже в самом конце войны, в 1945 году погиб от «шальной» пули под Кенигсбергом. Его имя выбито на мемориальной плите памятника погибшим односельчанам посёлка Боровой. Не вернулись с фронта прадедушки Мисников Архип Степанович и Даниленко Пётр Дмитриевич.

К нам часто в гости приезжал бабушкин брат Николай, я его очень любила и с детства прозвала «дедговорун» за его весёлый и разговорчивый нрав. Уже почти в самом конце войны, в битве на Одере, его зацепила вражеская пуля. Страшно было попасть в плен, хотел подорвать себя гранатой. Но когда изза туч выглянуло солнышко, вспомнилось о доме, матери, сестрёнках и так захотелось жить, выжить любой ценой. Потом госпиталь, возвращение домой и только через 40 лет после войны были удалены осколки из ноги и позвоночника.

А вот и мои фотографии. Я очень рано начала говорить, в два года знала много стихотворений, росла общительным ребёнком. Детский сад. Школа. Я люблю математику, литературу, биологию и английский язык. Моя жизнь только начинается, я ещё не знаю, кем я стану, но я знаю, что буду, достойна памяти предков и буду трудиться на благо и процветание России. В ходе работы над рефератом были получены определённые результаты, которые позволяют утверждать, что положено начало семейной летописи, восстановлена неполная информация о нашей родословной. Главным результатом работы над рефератом явилось то, что она объединила большую часть родственников, каждый внёс свой вклад и заинтересовался получением более полной информации о родословной.

Итак, можно сделать вывод: как интересно, полезно и важно знать жизнь и происходящие в этой жизни события давнымдавно минувших дней. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Я в этом мире не одинока и должна дорожить родственниками, бережно относиться к близким людям, не забывать их, во всём помогать, спешить делать добро и трудиться на благо своей Родины.

Работая над рефератом, у меня возникла идея поделиться со своими одноклассниками мыслью о том, как здорово знать историю своей семьи. И поэтому с этой работой я выступила перед обучающимися своего класса на одном из классных часов. Выступить с рефератом меня пригласили на одно из заседаний совета музея нашей школы. По традиции, третий год в нашей школе в марте месяце проходит научнопрактическая конференция обучающихся «Юные исследователи». С работой я выступила на секции «Краеведение». В апреле 2004 года участвовала в работе 1ой городской поисковокраеведческой конференции активистов школьных музеев «Я Кемеровчанин», была награждена за отличное выступление Почётной грамотой Управления образования Администрации города Кемерово.

22 июня 2004 года была участницей ХIII областной краеведческой конференции «Жи-ви, Кузнецкая земля», выступила на секции «Родословие», заняла 2 место и была награж-дена Почётной грамотой Департамента обра-зования Администрации Кемеровской области и денежной премией.

Реферат написан и будет передан в фонды нашего школьного историко-краеведческого музея. Он внесёт определенную лепту в исто-рию родного края. А работа по изучению ис-тории семьи продолжается. Идут письма со всех концов России, звонит телефон.… Пи-шется история семьи, история страны.

Мы их храним, с собой повсюду возим,

Иной под старость глаз не сводит с них…

Я отношусь к ним строже всё и строже.

В альбомах или в рамках на стене,

Они всегда удачны и похожи,

И говорят всю правду обо мне.

В. Баянов.



КОММЕНТАРИИ