Немного про паровозы...

Дата: 15.04.2020


На эту историю случайно наткнулся в одной из соцсетей.

Разговор про типы паровозов, что ездили от шахты "Бутовской" в послевоенное время.

Житель поселка Андрей Будишевский поделился:

"Еще он сильно громко и долго буксовал со своими вагонами по ночам под окнами моего дома. Ул Столбовая."
...
"Ездили всегда по одной калее - ш "Бутовская"-ш "Северная". Возле моего дома начинался небольшой подъем путей в гору, через 200 метров поворот на ш. "Северная". Слабые паровозы не могли тянуть состав больше 7-8 вагонов угля. Цифру точно не помню, 50 лет прошло. Вот и начинал он брать разгон и буксовать, потом сыпать песок, снова разгон, снова буксовать... И так половину ночи мы слушали всё это. Потом отцепляли часть вагонов и за ними приезжали отдельно. От его дыма весь снег был черным."


Паровоз серии Э типа 0-5-0 средней мощности имеет котёл с поверхностью нагрева около 200 м2, с давлением пара 12 ати, колосниковой решёткой площадью 4,2 м2 и с пароперегревателем. Машина паровоза двухцилиндровая, однократного расширения.

С 1926 г. паровозы серии Э строились с усиленным пароперегревателем, несколько увеличенной колосниковой решёткой и рядом других усовершенствований, и им была присвоена серия ЭУ.

В 1931 г. паровоз серии ЭУ подвергся дальнейшей модернизации. Котловое давление было повышено до 14 ати, соответственно были усилены детали движущего механизма паровоза, и он получил название ЭМ.

В 1934 г. паровоз серии ЭМ был ещё раз реконструирован. Изменению подвергся котёл, топка которого была удлинена; это дало возможность увеличить площадь колосниковой решётки до 5,09 м2. Этим паровозам была присвоена серия ЭР.

При возобновлении постройки паровозов серии ЭР после Великой Отечественной войны был дополнительно усилен пароперегреватель, введена централизованная смазка букс, установлен скоростемер и проведён ряд других усовершенствований.

«старички» серии Э, которых на начало 1941 года оказалось много - около 9000, с запасных путей прямо на фронтовые дороги. Эти паровозы были простыми, надежными, достаточно мощными и практически всеядными: работали на всем, что горело, - от качественного угля, торфа до обычных дров. Они были достаточно легкими (нагрузка на ось 16 тонн) и могли ходить по дорогам, которые еще вчера разбомбили, а сегодня уже восстановили - как могли и чем могли. Ещё этот локомотив был фантастически живуч. Каждый, кто в годы войны водил паровоз Э, имел при себе немалый запас деревянных клиньев-пробок разного размера. Когда после обстрела тендер и котел превращались в решето, в пробоины просто забивали «пробки» и вели состав дальше. Часто такой паровоз был похож на ежа. Потом его варили, клепали, и он вновь выходил «на войну». Свыше двух третей всех военных перевозок было сделано у нас в годы войны этим локомотивом. Можно добавить в описание легендарной машине для эрудиции внуков.



КОММЕНТАРИИ